«Геноцид», которого не было, и трагедии народов, которые действительно были в России

В мире

Был ли «геноцид черкесского народа XIX века»?

Одно из самых известных событий такого рода – массовый исход в Турцию черкесских (адыгских) народов в 60-х годах XIX века. Причиной стала, естественно, полувековая Кавказская война, которая, согласно многим свидетельствам, велась предельно жестоко, причём обеими сторонами! Как писал современник тех событий генерал Г.С. Атарщиков, горцы

…уважают одну лишь силу, храбрость, крутые меры и некоторые принятые у них обычаи, немыслимые в европейской войне.

Историк Ф.А. Щербина пишет о том же:

Черкесы зверски поступали не только с живыми врагами, но даже с их трупами, уродуя мёртвых и творя над ними поругания. Линейцы не уступали в этом отношении своим противникам.

Здесь нельзя не сказать, что обычные у кавказских народов байки о «мирных свободолюбивых горцах, подвергшихся русской агрессии», весьма далеки от истины. Те же черкесы были главными разбойниками и работорговцами на всём Восточном Кавказе. Добавьте к этому междоусобные войны среди адыгских племён, сопровождавшиеся сжиганием друг у друга аулов и захватом рабов, трудное положение адыгских крепостных крестьян, вынужденных то и дело продавать в рабы своих детей. Кстати, крестьяне эти ещё до войны нередко бежали прятаться отнюдь не в Турцию, а… в Россию.

При этом часть местной знати перешла на сторону России, и именно эти горцы и их отряды, врываясь в непокорные аулы, отличались особой жестокостью к соплеменникам.

С приходом на эти земли русских местная «набеговая экономика» стала невозможной, что и определило участие горской знати на стороне противников России в Кавказской войне, в которую они втянули и свои народы. Война эта была бы невозможна без постоянной подпитки её морскими поставками английского оружия и боеприпасов, а также без подстрекательства Британии и Турции. Черкесские народы воевать начали раньше, а закончили позже всех, когда весь прочий Кавказ уже был «усмирён», а Шамиль находился в плену в Калуге.

«Правами народов» тогда везде не больно заморачивались, и черкесам была предложена альтернатива: переселиться на равнину и прекратить войну или выселиться в Турцию, как за век до этого поступило большинство ногайцев. В итоге под влиянием турецкой пропаганды (Турцию живописали как «рай земной») и давления собственной знати, не желавшей терять своих крепостных и рабов (в России уже прошла отмена крепостного права), многие племена направились к Чёрному морю для последующей переправы в Османскую империю. Все планы по организованной перевозке по 5-7 тыс. семей в год были сорваны: толпы людей рвались в Турцию. Массовое скопление привело к эпидемиям и массовой смертности.

Турецкие же перевозчики вовсю наживались на ситуации: как писал очевидец переселения А.Фонвиль:

Черкесы так торопились уезжать в Турцию, а турки до такой степени были жадны и корыстолюбивы, что суда обыкновенно нагружались, что называется, доверху: 300 или 400 человек наполняли пространство, на котором в обыкновенное время помещалось от 50 до 60 человек. Возвратившиеся турецкие матросы рассказывали нам подробности страшных сцен. Несколько судов с переселенцами потонуло; на других ½ часть пассажиров, умершая в дороге, выброшена за борт…

В Турции вместо обещанных «райских кущ» черкесов встретили лагеря переселенцев с ужасными условиями, смертностью и такой нищетой, что султан издал специальный фирман, запрещавший черкесам продавать своих детей и жён, чтобы остальные члены семьи не умерли с голоду. Впоследствии Турция использовала прекрасных воинов-черкесов во многих войнах и для «грязной работы» (недобрую память оставили черкесы в Болгарии перед Балканской войной), ряд представителей черкесской знати сделали военную карьеру.

А когда рухнула Османская империя и пришёл Кемаль Ататюрк, черкесы подверглись принудительной ассимиляции: запрещался язык, закрывались национальные школы. В итоге сегодня, через полтора века после переселения, из являющихся этническими черкесами около 2 млн турок, официально черкесами считаются лишь 140 тысяч. А вот потомки тех, кто остался в России, сохранили свой язык, культуру, а сегодня имеют и свою республику. Что не мешает по сути предавшей черкесов Турции то и дело поднимать тему якобы имевшего место «геноцида черкесов».

В заключение уточню: я люблю и уважаю адыгов (черкесов) – этот гордый, честный и достойный народ, подаривший, кстати, Руси царицу – вторую жену Ивана Грозного Марию Темрюковну. Я помню, что ставшие классикой слова «Русские не сдаются» произнёс, подорвав гранатами себя и окруживших его немцев, 21-летний черкес – политрук и поэт Хусен Андрухаев, бюст которого нашими совместными усилиями стоит ныне в Союзе писателей России. Но знаю я, какой незаживающей раной (периодически растравляемой турецкими эмиссарами) до сих пор является для многих черкесов то переселение XIX века. Так, может, есть смысл подумать о том, чтобы сегодня организовать для части турецких черкесов, лояльной к России, «переселение обратно» – на историческую Родину?

«Сталинские депортации» – наименьшее из двух зол
Да, конечно, наказывать весь народ за грехи его части – это негуманно и несправедливо. Но глупо, подобно хрущёвским и горбачёвским псевдоисторикам, сводить «сталинские депортации» к якобы маниакальной нелюбви Сталина к конкретным народам (странно, до войны «любил», а после «разлюбил», что ли?!). Здесь необходим чисто исторический подход с учётом условий и причин принятого решения.

Не секрет, что во время Великой Отечественной в ряде народов появились настроения, что «СССР – всё» и «надо договариваться с немцами». Моя бабушка не раз рассказывала, что, когда находилась с тремя детьми в эвакуации под Казанью, их барак, где разместили «семьи комсостава», дважды поджигали, подперев бревном дверь снаружи. А председатель колхоза (коммунист, между прочим) честно предупреждал, что «лично против вас мы ничего не имеем, но, если немец возьмёт Москву, всех зарежем, так как надо будет с ними договариваться». А ведь сотни тысяч татарских ребят честно воевали на фронте! «Наезды» прекратил приехавший худющий и злой (из блокадного Ленинграда) политрук, предупредивший председателя, что, если с эвакуированными что-то случится, он виновных искать не будет, а отправит всё правление колхоза вместе с семьями осваивать Колыму.

А возьмём тех же крымских татар. Да, депортацию их осудили, в Крым вернули, и сегодня «семьи репрессированных» получают (от России!) льготы. Но если вспомнить историю, то из 200 тысяч крымских татар честно воевали только мобилизованные в 1941 году. Весь же призыв 1942 года (20 тысяч) после прихода немцев в Крым дезертировал и… перешёл на службу к врагу (в полицейских частях в Крыму служили как раз 20 тысяч татар, лишь чуть больше тысячи ушли в партизаны). Население их поддерживало, охотно служило проводниками, вовсю сдавало партизан и советские разведгруппы.

А теперь поставьте себя на место Сталина: 1944 год. Война всё ещё идёт на территории СССР. И вот в тылу армии, в непосредственной близости от стратегически важного Севастополя, 200 тысяч потенциально нелояльного населения, из которого каждый десятый, предположительно, служил у немцев и по законам военного времени должен быть расстрелян. А были сведения, что в Крыму (куда то и дело забрасывались тепло встречаемые татарами немецкие разведгруппы) готовится восстание: при депортации среди десятков тысяч конфискованных стволов попадались немецкие миномёты… 1944 года выпуска, т.е. заброшенные в Крым уже после его освобождения.

И что прикажете делать?! Разбираться персонально с каждым? Держать в Крыму несколько необходимых для фронта дивизий? Истребить всех потенциальных предателей поголовно? Выбрали «наименьшее из зол» – переселение вглубь страны, в инокультурное окружение Средней Азии.

Был и ряд других депортаций, которые принесли народам страдания и жертвы. Всё так. Сыны всех советских народов дрались на фронте и внесли свой вклад в Победу – это факт. Но у каждой депортации были свои документально зафиксированные причины – и это тоже факт. Массовое сотрудничество с гитлеровцами, массовый бандитизм в тылу советских войск, местами – соучастие в уничтожении партизан, евреев и коммунистов… Всё было.

Обвинять в этом целые народы, занося их поголовно в коллаборационисты, конечно, нельзя. Но и понять (пусть не оправдать, но понять) логику советского руководства можно. Тот же Кавказ представлял собой стратегически важный район, утрата контроля над которым (а значит, и контроля над бакинской и чеченской нефтью) была равносильна поражению в войне. А ведь у границ наводнённого турецкой агентурой Кавказа стояла отмобилизованная миллионная армия Турции, которая до февраля 1945 года определялась, за кого ей в этой войне воевать.

Да, решение советского руководства было тем, что называется «генеральской логикой»: когда для того, чтобы спасти от гибели дивизию, отправляют на смерть батальон таких же солдат. Такая логика всегда жестока. Но именно она позволяет выигрывать войны и спасать от гибели большое ценою малого. Тем более что «геноцидом», как бы это кому-то ни хотелось, ни одну из «сталинских» (а равно и российско-имперских) «депортаций» называть нет никаких оснований. Трагедией народов – да. А намеренным их уничтожением – нет.

Ну, это же совсем другое…

Давно замечено, что национальному сознанию так называемых малых народов (и кавказских в особенности) свойственно то, что нынче принято называть «двойными стандартами». Это когда неблаговидные дела, совершённые собственным народом, оправдываются или минимизируются, чужие же грехи раздуваются до вселенского масштаба.

Вспоминают ли, к примеру, те же чеченцы, ежегодно отмечающие как трагическую дату годовщину своей депортации в 1944 году, что несколько раньше – в 1920-х годах – произошла не меньшая по охвату депортация терских казаков (как сторонников белых), многими поколениями живших в тех станицах, где сейчас живут чеченцы? Или вторую массовую депортацию более чем 200 тысяч русских, устроенную при дудаевской Ичкерии. Русские изгонялись из домов, убивались потехи ради, когда насиловали детей и развешивали выпущенные кишки хозяина на воротах, дабы показать, что дом пуст и можно его занимать…

Да, конечно, нам скажут, что в первом случае виноваты были большевистские комиссары, а во втором – выпущенные из тюрем бандиты. Но пользовались-то в итоге имуществом, отобранным у депортируемых, их домами и землями всё же «простые чеченцы». И когда в ходе второй чеченской дома эти разбивала артиллерия, компенсацию за потерянное (по факту – чужое) имущество получали тоже они.

Я не собираюсь бросать камень в чеченский народ, сегодня по праву считающийся одним из наиболее патриотичных народов России. Но я категорически против однобокого подхода к истории, когда одни объявляются «белыми и пушистыми», а другие – виновными во всех грехах. Это прямой путь к воспитанию ненависти у будущих поколений.

Так что давайте лишний раз не доставать чужие скелеты из шкафа. Поскольку у каждого народа и своих скелетов в шкафу найдётся предостаточно. Будем лучше почаще вспоминать о том, что нас объединяет: общую борьбу, общие достижения и общие победы. А тем, кто намеренно ворошит прошлое, стремясь использовать его, чтобы подорвать наше настоящее и лишить нас будущего, будем давать по рукам без какой-либо фальшивой «толерантности». Так-то оно для всех лучше будет.

>

Последние статьи