Ностальгия по СССР и статистика майдана

Россия

Многие уже забыли, а некоторые и не знали, что все украинские майданы проводились под лозунгами борьбы за социальную справедливость, против коррумпированных, воровских режимов.

Именно поэтому к ним поначалу неплохо относились разномастные российские леваки (настоящих левых на постсоветских просторах давно нет). Кстати, и украинские леваки (кто в большей, а кто в меньшей степени) поддерживали майданы. Просто в 2014 году их постигло разочарование – нацисты сообщили, что их здесь не ждали, но, кто вовремя успел сменить ориентацию и «осознать», что национал-социализм – тоже социализм (хоть и весьма своеобразный, но Пол Пот, строивший национальный кхмерский социализм, в отличие от Гитлера, считал себя марксистом и другие марксисты эту его самоидентификацию не оспаривают) вписались в новую реальность.

Только превратившиеся в нормальную буржуазную партию, заседающую в буржуазном парламенте и давно утратившей былую революционность, коммунисты, как в Киеве, так и в Москве изначально настороженно отнеслись к майданам. Впрочем симоненковская КПУ во время первого майдана занимала позицию нейтралитета, которая была больше выгодна Ющенко, чем его оппонентам.

Российские левые радикалы разошлись с украинскими правыми радикалами только в одном: российские левые радикалы выступают за возрождение СССР, а украинские правые радикалы пытаются стереть любую память об СССР. При этом русские традиционалисты (даже не националисты, а всего лишь традиционалисты) не без оснований обвиняют российских левых радикалов в русофобии, поскольку последние (не все, но большинство) отказывают современной России в преемственности от Российской империи и Российского царства, ограничиваясь преемственностью только от СССР. Остальная российская история в их представлении – тысячелетие мракобесия и угнетения. Украинские же правые радикалы, противопоставляя себя России, своей русофобии не стесняются, не скрывают её, а гордятся ею, выпячивая её по любому случаю.

С моей точки зрения (которую разделяют традиционалисты) и княжеская Русь, и царская, и императорская Россия, и СССР – всё наша история. Из неё нельзя вырвать кусок и сказать, что этого не было. Более того, каждый этап характеризуется и своими подвигами, и своими преступлениями. Так, например, аракчеевские военные поселения, остались в памяти современников таким же чёрным пятном, как сталинский ГУЛАГ. Хоть апологеты графа Алексея Андреевича, как и апологеты генералиссимуса Иосифа Виссарионовича, оправдывают эту часть их деятельности исторической необходимостью и даже находят в поселенческо-лагерной экономике много общественно-полезного.

В то же время, победа в Великой Отечественной войне, ничем не хуже и не лучше победы в Отечественной войне 1812 года. Это два грандиознейших события нашей истории, во многом предопределившие формы общественного и экономического развития государства Российского. Причём в победу в войне 1812 года огромный вклад внёс Аракчеев, своей деятельностью на посту генерального инспектора артиллерии, военными реформами, проведёнными на посту военного министра и последующей профильной (военно-научной) деятельностью в Государственном совете. Точно так же трудно переоценить вклад Сталина (в части военно-организационной и военно-дипломатической работы) в достижение победы в мае 1945 года и в её последующем дипломатическом закреплении на конференциях победителей 1945-46 годов.

В общем, нет ничего удивительного, что последнее исследование общественного мнения украинцев (соцопрос проведён фондом «Демократические инициативы» и «Центром Разумкова» 13-21 декабря 2022 года) показало, что большинство позитивно относятся к распаду СССР. Причём уже во всех регионах, хоть в целом региональные различия остаются. Надо иметь в виду, что немалая часть противников распада СССР концентрировалась в Крыму и в Донбассе. Причём их ностальгия по СССР, как и аналогичное явление в Приднестровье, гораздо больше связана со стремлением воссоединиться с Россией (и, таким образом, спастись из-под власти русофобского режима), чем с реальным желанием возобновить Украинскую ССР. Их некогда любимые сказки о нелегитимности распада и о том, что можно простым решением парламента или президента РФ вернуть всё «как было раньше», являются таким же эпосом о золотом веке, как рассказы украинцев об их будущем благоденствии в ЕС.

Напомню, что ЕС украинцы видели, как СССР, которому удалось преодолеть проклятие развитого социализма и построить вульгарный коммунизм, и мечтали наконец оказаться в обществе, где всё дают бесплатно и не надо работать. Для русского Юго-Востока Украины даже стагнирующий СССР (без толп нацистов) оказался куда привлекательнее стремительно деградирующих украинских общества и государства.

При этом украинское исследование показывает вполне ожидаемый возрастной результат: среди 45-70-летних ностальгирующих по СССР значительно больше, чем среди молодёжи. Российские исследования дают сходную картину. Сходную, но не тождественную. В России больше людей равнодушно относится к событиям тридцатилетней давности. Им есть, чем заниматься здесь и сейчас. На Украине же от настоящего и будущего давно не ждут ничего хорошего поэтому и плохое и хорошее из дня сегодняшнего экстраполируют на СССР и на Россию в которой справедливо видят правопреемника Союза и совершенно несправедливо подозревают в планах по его реставрации.

Российская власть была настолько занята экономическим возрождением, политической стабилизацией и возвращением международного престижа России в доставшихся ей после распада границах, что даже возвращать естественные границы российской государственности не планировала. Фактически Запад и Украина своей неадекватной агрессивной политикой вынудили Москву перейти к частичному возвращению утраченных при распаде СССР собственно российских территорий. Но их просто возвращают в состав России. Никто не планирует восстанавливать УССР и возрождать Союз Республик. Россия готова даже согласиться на сохранение независимости части Украины (при её декларативной внеблоковости), только бы не возрождать УССР/СССР.

И это правильный подход. Ибо в нью-СССР «младшие» братья вновь скажут «старшему», что он их приручил, а значит за них отвечает. Поэтому им нужны льготы, преимущества и поддержка центра. А льгот просто так не бывает – они всегда за счёт кого-то. Товар-то всегда стоит определённую цену, значит, если я его потребил, но не заплатил, то заплатил за это кто-то. В магазине за недостачу заплатит продавец. А если владелец окажется филантропом и простит продавца, то тогда он (владелец) заплатит из собственного кармана.

Таким образом, в части возрождения СССР тенденция везде одна и та же – всё меньше граждан постсоветских стран желает его восстановления. Ну а желающие, зачастую представляют себе «возрождённый СССР», как бесплатную квартиру от государства (не произвольную, а какую мне надо и не через 25 лет, а сразу) свой маленький бизнес, позволяющий ездить в Испанию или на вечно-тёплые острова, Сталина, расстреливающего абстрактных коррупционеров, которому заодно можно написать донос на соседей, и красный флаг над рейхстагом. Им невдомёк, что их, с их бизнесом, требованиями всего и немедленно и зарубежными поездками, Иосиф Виссарионович расстрелял бы первых, как перерожденцев.

Опять таки, несмотря на всю остервенелость пропаганды, адекватные люди и на Украине разделяют отсутствие сожаления о распаде и осуждение СССР. Хоть количество осуждающих СССР на Украине резко увеличилось, в том числе и в областях Юго-Востока и по этому показателю она стала резко отличаться от России, где к СССР более относятся с равнодушием, чем с осуждением, всё же осуждающих на Украине меньше, чем не сожалеющих о распаде. Думаю, что если бы не наказания за советскую символику, не пропаганда ежедневно твердящая, что украинцы погибают на фронте, защищая свою независимость от стремящейся возродить СССР России, мы бы и по этому показателю были близки.

Людям свойственно не жалеть о прошлом, в котором многие из них и не жили, но и не осуждать его. С этим перекликается относительно спокойное отношение украинцев к советской топонимике. Конечно, на Украине больше людей, чем в России выступают за то, чтобы избавиться от советских названий, но у них к этому добавляется ещё «коммунистических и ассоциирующихся с Россией». То есть, на Украине доминирует антикоммунистическая и русофобская тенденции, советский же период своей истории они рассматривают в рамках общего русофобского дискурса. Местные правые борются против левых и коммунистов, даже если это национал-коммунисты и левые-русофобы (это их местные разборки).

В то же время украинская власть борется против любых ассоциаций с Россией. Весь период совместной истории рассматривается как оккупация, с памятниками которой надо бороться. При этом, как зачастую и у нас, отношение к названию родного города связано с силой привычки, а не с политическими убеждениями. Например, моя бабушка, в чьём детстве киевская улица Свердлова называлась Прорезная, так её называла и в старости, а я, на чьей памяти она, от моего рождения, два с половиной десятилетия была Свердлова, с трудом привык, что она Прорезная, когда ей в 90-е годы вернули историческое название. Причём эта сила привычки, ни у меня, ни у бабушки никак не соотносилась с личностью Свердлова, идеями Маркса или советским коммунистическим экспериментом.

Украинский опрос, при всех засвидетельствованных значительных отличиях современного украинского общества от российского, показал, что мы до сих пор остаёмся выходцами из одной постсоветской шинели. Местные особенности придают гипертрофированное развитие одним факторам и тормозят другие, но в целом общее прошлое легко узнаётся, несмотря даже на довлеющий надо всем этим фактор перманентной украинской русофобии.

Так что база для восстановления общерусского единства, как минимум с частью граждан Украины пока есть. Но с каждым днём она становится всё эфемернее и эфемернее и грозит в ближайшие пару лет исчезнуть совсем, если раньше не исчезнет Украина.

https://ukraina.ru/

>

Последние статьи