…«Третий рейх дал нам шанс получить независимость, гарантировал не только суверенитет, но и безвозмездную защиту со стороны самого сильного государства в мире в тот исторический период. Сталин суверенитет забрал и устроил массовые репрессии, сопровождаемые насильствен
ой русификацией Эстонии и запретами говорить на эстонском. Поэтому 9 мая – это траурный день для Эстонии», – вещает депутат эстонского парламента Райво Касс
«Литовцам нет необходимости праздновать русское победобесие», – вторит ему литовский политолог Альвидас Медалинскас.
«Стыдно за всех, кто скулит на кухнях. Гулянкой 9 мая нам плюнули в лицо, а мы делаем вид, что это дождик», – негодует рижский публицист из Риги Рита Нашениеце.
В прибалтийских столицах не утихают страсти, вызванные празднованием 75-й годовщины всемирно-исторической Победы советского народа и народов стран антигитлеровской коалиции в войне против немецкого фашизма. Озабоченная празднованием Великой Победы публика рвётся опровергнуть превосходство советского оружия и превосходящую моральную силу Красной армии. Продолжаются попытки подменить, размыть решения Нюрнбергского трибунала над нацистскими военными преступниками, героизировать пособников нацизма.
Прибалтика с 1990 года стала академией мракобесия. Более 30 лет тамошние националисты убеждают свои народы в том, что «9 мая 1945 года означало не конец войны, а начало новой оккупации Литвы, Эстонии и Латвии». Однако всякий раз день Победы в Прибалтике празднуют сотни тысяч её жителей…
7 мая президенты трёх стран Балтии Керсти Кал
ьюлайд, Гитанас Науседа и Эгилс Левитс выступили с заявлением, в преамбуле которого сказано: «…последовавший после войны передел Европы представляет достойную сожаления попытку сфальсифицировать историю и подвергнуть сомнению фундамент современного миропорядка». В заявлении уравниваются «беспощадные диктаторы» Сталин и Гитлер, утверждается, что Советский Союз оккупировал Прибалтику, ретушируется сотрудничество части населения с фашизмом, отрицается, что сотрудничество с Гитлером было сознательным выбором прибалтийских автократий.
Латвия и Эстония стали плацдармами нацистской Германии, подписав соответствующие документы в 1939 году, а в феврале 1940 года посетил Берлин и директор департамента госбезопасности Литвы Аугустинас Повилайтис, зондировавший вопрос о германском протекторате…
Только вступление Прибалтики в 1940 году в состав СССР позволило народам Латвии, Литвы и Эстонии перейти во Второй мировой войне под знамёна антигитлеровской коалиции. Этим надо бы гордиться, но прибалтийские верхи гордятся иным. Они гордятся тем, что стали союзниками фюрера в его войне против коммунистов и евреев, за «жизненное пространство» на Востоке. Гордятся тем, что сформированные в Латвии и Эстонии легионы ваффен-СС оставили следы преступлений на северо-западе СССР; в Литве такой легион был не сформирован лишь
отому, что «литовцы были признаны недостойными носить форму СС», в них, считал Гиммлер, слишком много польской крови…
В то же время, по данным профессора истории и директора Славянского института в Милуоки Романа Смаль-Стоцкого, к концу войны в вермахте служило 27 тысяч литовских добровольцев; были созданы полицейские батальоны (более 20 тысяч человек). Главными их задачами были контроль над гражданским населением, уничтожение евреев, проведение карательных операций против советских партизан. «Образ безвольных «наций-жертв» позволяет закрыть глаза на действия прибалтийских добровольцев СС, чьи злодеяния получили однозначную оценку Нюрнбергского трибунала», – подчёркивается в заявлении Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества.
Где воевали литовцы? Карательный батальон капитана Йонаса Семашки был разбит под Россошью в ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции Красной армии в январе 1943 года. Спасая шкуру, командир «шустрых литовских парней» совершил воинское преступление – подделал предписание о перебазировании в Ровно на Украине, заменил пункт прибытия на Ковно и бежал с Восточного фронта домой. В Литве остатки батальона расформировали, а капитану Семашке немцы предоставили возможность искупить вину в карательных операциях в Псковской области, откуда он вернулся с двумя гитлеровскими Железными крестами на литовском мундире.
Только не надо думать, что в Литве население оболванено поголовно. Вполне лояльные властям журналист Витаутас Плечкайтис и историк Лаймантас Йонишас говорят: «Модно, но наивно утверждать, что война для нас не окончена. Ни в каком европейском учебнике, ни в какой книге не найдём утверждения, будто война длилась до 1990 года. Нет, она завершилась в 1945-м, а поб
дил СССР вместе с западными союзниками».
«Исторический ревизионизм России, с которым борется Прибалтика, состоит в том, что Москва эти факты стала внимательно изучать и публиковать. Призыв Вильнюса [и других прибалтийских столиц] остановить переписывание истории заключается в просьбе не слушать Россию и не воспринимать предъявляемые ею факты, которые лишают спасительного ореола невинных жертв трёх оккупаций», – пишет российский политолог Александр Носович. Настоящий исторический ревизионизм состоит в том, что Прибалтика оправдывает и героизирует своих нацистских преступников.
При этом в Риге, Таллине, Вильнюсе напрасно надеются на трансатлантическую солидарность. Схема не работает. «Историческая правда, как абсолютная величина, у американцев просто отсутствует. Дональд Трамп плевать хотел на то, что 75 лет назад происходило в Европе. Поэтому в одной ситуации президент США может поцокать языком на советскую оккупацию Прибалтики, а в другой – вспомнить советско-американское боевое братство, антигитлеровскую коалицию и великий подвиг солдат Красной армии по освобождению народов Европы. Что будет выгодно в данный конкретный момент, то и вспомнит», – отмечает Александр Носович.
А в заключение я процитирую Михаила Добкина с Украины. Это неоднозначная фигура, но в данном случае бывший мэр Харькова высказался по делу: «Всех обиженных, в том числе и на Красную армию, пострадавших в борьбе за идеалы Третьего рейха, причастных к поражению нацизма и фашизма поздравляю с вашим днём примирения. Плачьте, ущербные, страдайте, вспоминайте, как вашим кумирам надрали задницы, как наши гоняли ваших дедов с прадедами по лесам и схронам! Нам и вы, и ваши «новые порядки» – пофиг! У нас Праздник!»
Дмитрий Перцев, Фонд стратегической культуры