США выводят войска из Афганистана и многие политологи рассматривают это как поражение в войне с талибами. Об этих самых талибах сейчас много говорят, но мало кто объясняет, кто это вообще такие и почему они такие непобедимые.
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, но дл
я начала нам нужно немного разобраться в основах.
Не народ и не нация
Вопреки представлению некоторых обывателей, талибы – это вовсе на национальность и не население какого-то определенного региона.
Среди талибов есть много узбеков, таджиков, пакистанцев, чеченцев, арабов… Думаю, там даже и русские есть.
Не только Афганистан
Также талибы ведут свою деятельность и за пределами Афганистана. Например, в мире существует целое государство талибов – Вазиристан.
Правда, государство это не признанное и занимает часть территории Пакистана.
При этом армия Пакистана довольно сильна (у них и ядерное оружие имеется), но даже она ничего не может сделать с талибами и потому те управляют Вазиристаном с 2006 года.
Талибы – это… студенты
В арабском языке есть слово «Талиб», которое так и переводится – «ученик», «студент», «учащийся медресе» (религиозной школы).
Из арабского это слово перекочевало в язык пушту (один из народов Афганистана).
В их языке к слову «талиб» прибавили окончание -АН, которое означает множественное число.
Таким образом, «Талибан» – это «ученики, студенты». А «талиб» – один из представителей Талибана. Естественно, студентами они себя считают не потому, что учатся в ВУЗах, а потому, что следуют идеалам ислама.
Ислам
стское движение Талибан* зародилось именно среди народа пушту в 1994 году, а в 1996 году оно захватил власть во всем Афганистане.
Кто такие исламисты
Если говорить просто, то исламисты (веткой которых являются Талибан) – это та часть мусульманства, которая стремится установить законы шариата как основные в государстве и обществе.
Про законы шариата объяснять не буду, думаю, вы имеете о них примерное представление. Здесь важно понять, что не любой мусульманин – исламист.
Например, в Турции, Казахстане или Башкирии тоже живут мусульмане, но они живут по светским законам, а не пропагандируют шариат. Поэтому-то они исламистами не являются.
Наиболее известными запрещенными в России течениями исламизма, кроме талибана, являются — ХАМАС* в Палестине (который воюют с Израилем), Хезболла* в Ливане, ИГИЛ* в Сирии и Ираке, Братья-мусульмане *в Египте, Аль-Каида*.
*террористические организации, деятельность которых на территории России запрещена
Чего же хотят талибы
Если очень коротко и образно, талибы хотят, чтобы в Афганистан (ну, и вообще везде) вернулось Средневековье.
И это не оборот речи, не сарказм. Талибы осознанно и целенаправлено проводят политику, согласно которой общество должно жить также, как оно жило во времена появления Ислама.
То есть они считают, что весь этот прогресс, наука, образование, светские отношения –
это все против бога и подлежит демонтажу. Люди должны жить в селах и заниматься сельским хозяйством.
Поэтому у них под строгим запретом — Музыка и музыкальные инструменты; Компьютеры, гаджеты, интернет; Шахматы; Живопись, кино, скульптура; Обсуждение секса, публичное проявление интимности (вроде поцелуев) и т.д.; Практически к нулю сведено женское образование.
Также женщинам запрещено работать, появляться на улице без мужа или родственника-мужчины, лечиться у врачей-мужчин и прочее.
Короче говоря, талибы – это наиболее ортодоксальная часть мусульман, стремящаяся к максимальному откату в прошлое.
Почему никто не может победить Талибан
И это – главное. И касается это не только США. Талибов не смог выгнать со своей территории, как уже было сказано, Пакистан. Действующая власть Афганистана тоже бессильна против движения исламистов.
Причин у такой стойкости много, но главная звучит так:
Талибан опирается на большинство афганского общества, что позволяет ему вести партизанскую войну
То, что мы описали выше, все эти средневековые запреты, для нас с вами звучит дико. Однако, для обычного афганского крестьянина, живущего где-то в горах и ущельях, подобные идеи вызывают душевный отклик.
Талибы продвигают те идеи, которые нравятся афганскому большинству, а именно – крестьянам. Именно поэтому сколько бы США не воевали с талибами, число последних постоянно растет.
Так, в 1995 году их было всего 25 000 человек, а в 2000-м уже 110 000. То есть число сторонников выросло более чем в 4 раза.
После этого в страну вошли американские войска и число талибов по понятным причинам сократилось до 10 000 и даже меньше. И, казалось бы, вот она – победа! Можно гордо поднимать американский флаг. Но нет…
После первого удара талибы начали вновь увеличивать свое число. В 2010 их было уже
почти 30 000, в 2015 – 60 000, а сейчас, на момент вывода войск США количество талибов равно или даже превышает уровень 2000-го года.
И это, несмотря на войну, на постоянное давление. Афганцы уходят в Талибан, потому что он отвечает их внутренним убеждениям.
И талибы все равно победят. Даже без современного оружия и сложных приборов, передаваемых им солдатами разбитой армии. В 90-х они захватили всю страну с одними «калашниковыми», причём в ужасном состоянии (устаревшими китайскими копиями и самоделками, изготовленными в мастерских Пешавара). Да и стрелять они толком не умели. С этим же оружием они выдержали 20-летнее противостояние с американцами – с их авиацией, беспилотниками, системами слежения и прочим.
Это в большом «внешнем мире» талибы воспринимаются как дикари и изверги, убивающие детей, терроризирующие женщин и уничтожающие исторические памятники. Т.е. всё это правда, но крайние консервативный ислам, исповедуемый талибами, вполне соответствует, как уже было сказано, мировоззрению сельского населения Афганистана.
Талибы, придерживающиеся исламских правовых и моральных норм, характерных для мусульман Средневековья – это и есть самое настоящее местное население. Консервативный ислам даёт чёткие правовые и нравственные основы жизни и местного управления в сельском Афганистане. Все режимы, опиравшиеся на идеологические системы, отличные от шариата, всегда отторгались афганским селом. Отторгалось реформаторское правление шаха Амануллы в 1919-28 гг. с его светскими школами и частной собственностью на землю, республиканский режим Мохаммеда Дауда, свергшего монархию в 1973-м и пытавшийся проводить аграрную реформу, и просоветские режимы 1978-92 годы.
Причины этого просты: любые реформы успешны лишь в случае, если в обществе вызревают заинтересованные в них социальные группы. Если общество статично, ему требуется только одно – стабильность. Для афганского села стабильность – это консервативный (точнее – ультраконсервативный) ислам суннитского толка. Он больше тысячи лет полностью организовывал и направлял жизнь афганского общества.
Школы для девочек, права женщин, европейская музыка и прочее – зачем это крестьянам, выращивающим урожай теми же методами, что их предки во времена «правоверных халифов»? Какие аграрные реформы, какая частная собственность на землю (или, как при социализме – общественная), если вода на поля подаётся из общественных арыков, доступ к которым регламентируется общинными правилами, коим тысяча лет?
Стабильность, стержневая идея традиционного сельского мира – это равенство, пусть в нищете (если все нищие, это не воспринимается как трагедия). В плане благополучия допускается некоторое превосходство, но только традиционных лидеров (в Афганистане – шейхов, ханов, кади, улемов), но никак не разбогатевших общинников, предпринимателей, всевозможных председателей и партийных секретарей.
Все эти люди, отторгаемые общиной (как отторгались в России сначала «кулаки», а во время восстаний против коллективизации – колхозное начальство) могут удержаться и вообще выжить только при поддержке внешних, по отношению к селу, вооружённых сил.
Вот поэтому, чтобы победить Талибан, нужны не бомбы. Нужно просвещение и правильное религиозное образование. Без «перестройки мозгов» всего афганского общества справиться с Талибаном невозможно. На афганской почве у него просто бесконечный человеческий ресурс.
Этот ресурс позволяет вести партизанскую войну. А в такой войне, как известно, победить просто невозможно. В такой войне против тебя воюет не армия, а весь народ, включая детей и стариков. И что в такой ситуации делать? Только уходить, другого пути просто нет.
Точнее, он есть – внедрение образования и реальная работа с обществом. Но американцам это точно не было нужно. Они пришли в Афганистан, чтобы отомстить за 11 сентября и установить контроль над Центральной Азией. Ну, еще, возможно, сесть на потоки героина (его производство выросло в 40 раз, за время присутствия американцев).
Короче говоря, американцы не приходили исправлять афганское общество, они, как и обычно, приходили за своими интересами. Видимо, сейчас эти интересы удовлетворены, раз они уходят.
Кто-то называет это проигрышем, но американцы и не собирались побеждать, — по крайней мере в том виде, в каком мы себе это представляем. Наоборот, сейчас они оставят после себя агрессивную средневековую страну под брюхом у России и Китая. А кто сказал, что не именно этого они добивались?