В Башкирии снесли поклонный крест. Кто и зачем провоцирует религиозную войну в РФ?

Политика

В Башкирии неизвестные снесли православный поклонный крест, установленный на скале Кахарманкая (Скала героев) у Павловского водохранилища севернее Уфы. Судя по фотографии, сделанной очевидцами, крест спилен чуть выше основания. Основная часть лежит рядом на земле.

По ин

формации местных СМИ, пятиметровый символ христианской веры был установлен около десяти лет назад участниками семейного православного лагеря. За минувшие годы это место стало популярным туристическим объектом и его стали называть «Скалой 12 апостолов».

В социальных сетях немедленно выдвинули предположение, что крест снесен некими «башкирскими националистами» по мотивам нетерпимости к другим народам и религиям. Интересно, что в репликах комментаторов новости особого огорчения не заметно. Скорее, любопытство.

Более того, если верить сообщениям местных «русских» пабликов, сепаратисты анонсировали снос еще одного православного креста — в районе села Кага Белорецкого района Башкирии. В республике действует националистическое подполье?

Власти не исключают политический мотив. Оперативники, осмотрев место преступления, возбудили дело по статье 214 УК РФ «Вандализм», часть 2-я которой предполагает порчу имущества из-за идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. Сидеть придется до трех лет.

Окоротить вандалов вынуждает наличие в республике прецедентов. В 2020 году одна уфимская активистка уже публиковала ролик с призывом снести поклонные кресты на Урале. А через несколько дней в селе Урзян действительно подожгли крест. Кликушу п

осадили, но она уже освободилась.

Чего в той истории было больше, религиозного или национального? Судя по тому, что ненависть башкирской активистки вызвали не только кресты, но и «армяне» (христиане), от которых она требовала убраться из республики, речь идет все-таки о религии.

Впрочем, национализм тут может идти прицепом. Какая же религиозная вражда без «доброй» этнической чистки? Конечно, отдельные особо одаренные поджигатели социального мира найдутся всегда, но в последнее время стали, увы, заметны и системные явления, толкающие к конфликтам.

Намеренно или нет, вопрос второй. Но игнорировать «звоночки» не следует. К примеру, скандал с новыми российскими банкнотами, прогремевший накануне, может быть невинной ошибкой девочки-дизайнера, склонной к упрощению, обобщению, а может и чьей-то личной позицией. Нет?

Напомним, речь идет о купюре в 1 тысячу рублей с изображением увенчанной полумесяцем башни Сююмбике XVII века и лишённой креста Введенской церкви Казанского кремля, где размещен сейчас музей государственности Татарстана. Многие сочли это намеренным оскорблением православия.

Так это или нет, достоверно утверждать невозможно, однако в Центробанке решили не искушать судьбу и поспешили объявить о приостановке выпуска оскопленной купюры и ее доработке. Редкий пример оперативной реакции на критически з

ачимое для общества событие. Хотя осадок остался.

Тем более, что денежной «диверсии» против межрелигиозного и межнационального согласия предшествовало еще несколько похожих эпизодов. Так, в аэропорту «Шереметьево» (сейчас им. Пушкина) фреска великого поэта включает в себя целых два храма и оба без крестов. Случайно?

И если муралы ближе к наскальным изображениям и о допустимости таких упрощений можно спорить, то в случае геральдики точность передачи деталей — обязательное для дизайнера качество. Поэтому изъятие крестов из цифрового изображения герба Новгородской области, конечно, непозволительно.

«Кресты пропадают с афиш, рекламных буклетов и постеров, затем кресты пропадают с цифровой версии государственного герба, потом с новых версий банкнот, после чего вполне предсказуемо кресты начинают падать по-настоящему», — цитирует описание происходящего Егор Холмогоров.

Похоже, здесь работает механизм, аналогичный рекламному. То или иное действие, тип поведения, отрекламированный на широкую аудиторию, после известного числа повторений становится как минимум нормой, а то и желательным стандартом поведения. Все убирают кресты и мы уберем.

Догадку эту безошибочно подтверждает история десятилетней давности, когда украинская группа FEMEN в поддержку своих сестёр по бунту сами знаете чего (Pussy Riot) спилила бензопилой поклонный крест в центре Киева (самые проницательные сразу же предрекли Украине беду).

Не прошло и недели как в России спилили еще четыре (!) поклонных креста — один в Архангельске и три на Урале. Типа, как в Киеве. Социальное поведение также зависит от модных тенденций, как и стремление натянуть мини-юбку, если это объявит правильным знаменитый заграничный дизайнер.

Эту гипотезу, видимо, подтверждает и страшная история с ж

ителем Волгограда Никитой Журавелем, который сжег Коран, после чего был арестован, этапирован на время следствия в Чечню, как мусульманский регион, побит сыном ее главы и теперь ждет приговора и срока в местной колонии.

По словам Журавеля, он прельстился деньгами киевских кураторов. То есть сознательно пытался разжечь религиозную рознь во время СВО. Но разве до этого не было череды сожжений священной книги в Швеции? Реклама кощунства повлияла если не на самого Журавеля, то на офицеров СБУ точно.

Получается, деструктивные социальные процессы, во всяком случае в теории, могут наносить противнику ущерб не хуже артиллерии, РСЗО, танков и самолетов? Да, разлагая мораль, сея вражду, взаимную ненависть и рознь. Выбить «Ахмат» из СВО — мечта и ГУР, и СБУ. Доложат Зеленскому.

И тут имеет смысл вернуться к свежему инциденту с крестом под Уфой. Оказывается, внимательным и даже дотошным исследователем башкирского национализма, в том числе в имперский и советский период, был польский дипломат Войцех Зайончковский, работавший в России… в 2010—2014 годах.

Зачем действующему сотруднику МИД Польши (не ученому, а именно госслужащему!) копаться в перипетиях вражды региональных групп национальной интеллигенции? Уж не для того ли, чтобы лучше узнать это явление, понимать в какую точку лучше бить в будущем ради ослабления России?

С учетом этого обстоятельства и крестоповалы, и кораносжигания, независимо от реальных мотивов их авторов, выглядят как опасные, деструктивные деяния, льющие воду на мельницу внешних врагов страны. Что этому можно противопоставить? Меры социальной защиты.

>

Последние статьи