Недавно Казахстан обратился к России и другим странам с просьбой о гуманитарной помощи для борьбы с коронавирусом. Требуются, как можно было ожидать, средства индивидуальной защиты, тесты (ранее наша страна уже выделила ему партию тестов) и аппараты искусственной вентиляции лёгких. Да, всё это нужно нам самим – ведь «пик» эпидемии в России на подходе. Хотя «по-братски» помочь, конечно, было бы можно. Но только тем, кто и с нами ведёт себя «по-братски».
А что касается последнего, то к Казахстану здесь имеется немало вопросов.
Автор:
Хомяков Владимир
Для начала – немного истории, дабы вспомнить, что есть Казахстан, как он попал в Российскую империю и откуда в нём взялись русские. Фактическое появление собственно казахского этноса в результате консолидации ряда разрозненных тюркских племён произошло лишь в XV веке, однако в середине XVII века его чуть не погубила проходившая с переменным успехом столетняя война с монгольским джунгарским ханством, когда погибла треть казахского населения.
Несмотря на ряд побед, от разгрома казахов спасло только то, что Джунгарское ханство было разгромлено ударившей ему в спину китайской Цинской империей. Однако не было никакой гарантии, что на смену монгольским (джунгарским) завоевателям не придут китайские. И тогда казахские жузы один за другим начинают ориентироваться на покровительство России. В 1731 г. в состав Российской империи был принят Младший жуз, в 1732 г. – Средний, а в 1818 г. – Старший.
Соответственно, русское население в Казахстане было изначально потомками переселенцев XVII–XVIII веков, когда на территории, сегодня принадлежащей Казахстану, располагались целых три казачьих войска – Уральское, Сибирское и Семиреченское. При этом немало казаков имели жён из крещёных казашек. Вторая волна русских поселилась здесь в XIX–XX вв. Если учитывать исторические факты, а не сочиняемую сегодня самопальную «великую историю» казахского народа и соответствующие кинофэнтези про цивилизованных кочевников, то следует признать:
Практически все старейшие города на этой земле построены русскими. Первый из них – г. Уральск (бывш. Яицкий городок) основан в 1520 г., Гурьев – в 1643 г., Семипалатинск – в 1718 г., Усть-Каменоогорск – в 1720 г., Павлодар – в 1720 г., Петропавловск – в 1752 г., Кокчетав – в 1824 г., Акмолинск – в 1848 г., Верный (ныне Алма-Ата) – в 1854 г., Актюбинск – в 1868 г., Кустанай – в 1879 г. и т.д. К 1917 году русские и украинцы составляли около 30–40 % населения современного Казахстана.
Ещё одна мощная волна переселенцев прибыла в советский период – это были эвакуированные в период Великой Отечественной войны, а также те, кто осваивал целину, создавал горнорудную промышленность, строил космодром и его инфраструктуру и т.д. При этом русские (и другие «русскоговорящие») преобладали в городах и большинстве густонаселённых районов республики, в то время как в малонаселённых степных районах преобладали казахи. Пребывание в составе СССР обернулось для Казахстана, как и для ряда других советских республик, серьёзным приращением территории за счёт русских земель Юго-Западной Сибири, а затем, в 1954 году, Хрущёв прирезал к территории Казахской ССР ещё семь русских областей.
Да, Казахстан веками был частью единой с нами страны. Казахи составляли чуть ли не половину знаменитой дивизии Панфилова и геройски дрались с немцем под Москвой (в том числе были в числе легендарных 28 панфиловцев). И если бы это продолжалось и сегодня, то я бы первый призывал российские власти оказать всемерную помощь братскому казахскому народу в борьбе с настигшей его заразой. Однако сегодня речь идёт о принципиально ином государстве, хотя и союзном России, но не раз и не два поворачивавшемся к ней, скажем так… спиной.
Тихая ползучая дерусификация
После распада СССР в суверенном Казахстане проводится политика, которую с полным основанием можно назвать «мягкой русофобией». Переписывается история, с карты один за другим исчезают русские названия городов, которые были построены именно русскими. Последним был переименован Павлодар, основанный ещё в XVI веке, а в 1861 году получил своё название в честь новорождённого наследника престола – Павла Александровича (будущего Павла Первого). Каким образом переименование этого города (как, впрочем, и переименованных ранее) удаётся привязать к проводимому при поддержке центральной власти процессу «декоммунизации», знает, возможно лишь первый казахстанский президент Нурсултан Назарбаев – бывший до самого 1991 года первым секретарём ЦК компартии Казахстана и остающийся де-факто главой страны и сегодня, по истечении своих пяти президентских сроков.
Скажем сразу: в отличие от кровавых инцидентов в Баку, Душанбе и молдавском Приднестровье, русских в Казахстане никто не резал и специально не изгонял. Однако и сказать, что русских в Казахстане уважают, что они равноправны и не имеют оснований обижаться на действующую власть, я тоже не могу, не погрешив против правды.
Русский язык, правда, в обращении оставлен, но всё делопроизводство переведено на казахский, который (додумались же!) переведён на латинскую графику, что должно чётко продемонстрировать «западным партнёрам» предпочтения нынешнего казахстанского руководства. Кадровые вопросы в республике также решаются в основном на чёткой этнической основе. Надо ли удивляться, что численность русских в Казахстане неуклонно сокращается – не только за счёт сравнительно низкой рождаемости, но и благодаря массовому отъезду молодёжи в Россию. Только за период с 1990 по 1997 год из Казахстана выехало 1,2 миллиона русских, что составляло почти 14% населения. Трудно жить в стране, где тебя хотя и не терроризируют, но всячески дают понять, что ты здесь чужой, и тебе не рады.
Началась эта борьба казахского национального самосознания со здравым смыслом ещё в начале 90-х. Вот лишь один пример из моего личного опыта. В 1995 году, работая на выходившем тогда на «второй кнопке» 4-часовом телеканале «Деловая Россия», я делал материал о совершенно диком происшествии, случившемся с нашим космодромом Байконур в разгар демонстрации казахстанской независимости. Юридически космодром Байконур, находящийся на казахстанской территории, но при этом никоим образом не созданный «трудом и талантом казахского народа», Россия у Казахстана арендует. Так вот, сразу же после «освобождения от имперских оков» СССР у прежде вполне мирных и дружелюбных казахов до неприличия взыграло национальное самосознание, и они всячески принялись демонстрировать обалдевшим от такой перемены сотрудникам космодрома, «кто здесь хозяин».
Из окрестных кишлаков к космодрому потянулись многочисленные родственники служивших при космодроме (главным образом – в стройбате) местных солдатиков. По-хозяйски разрывая землю, они при помощи приведённых лошадей и верблюдов вытаскивали питающие космодром толстенные медные кабели и увозили их, чтобы сдать как цветной металл. Ибо что в казахской земле – то принадлежит Казахстану. В итоге пуски ракет были поставлены под угрозу, а в один прекрасный момент замёрзшие казахские стройбатовцы впёрлись к центральному пульту и подключили к нему тены, чтобы погреться. Хотя сотрудники космодрома убеждали их, что питаемый теперь от гораздо менее серьёзных кабелей пульт может просто сгореть. Что в итоге и произошло. Вышедшие тогда на нашу редакцию сотрудники космодрома чуть не плакали – одного ущерба нанесено было на 300 тысяч долларов (тех ещё долларов!), не говоря о том, что график стартов пришлось пересматривать.
Материал вышел, после чего возмущённые люди из посольства Казахстана звонили в редакцию, требуя «всех уволить». Но – обошлось. Очевидно, факт сгоревшего пульта опровергнуть не удалось, а дармовую немалую аренду и дальше получать хотелось. А вспомнил я эту историю вовсе не потому, что хочу сказать про казахский народ что-то плохое, но в подтверждение того несомненного факта, что, обретя суверенитет, ментально казахи оказались к нему абсолютно не готовы и зачастую вели себя, как дети, играющие во взрослых и стремящиеся всем показать, что «они теперь главные».
Нераскаявшийся «блудный сын»
Мне же, в связи с запросом Казахстана помощи у России, невольно вспоминается библейская притча о «блудном сыне». Который, когда достаточно вырос, истребовав свою долю наследства, удалился в дальние земли жить суверенно и от семьи независимо. Когда он, промотав полученное, вернулся домой и попросил принять его, то был прощён и принят отцом. Брату же его, усомнившемуся в справедливости такого решения, отец сказал, что, чем вспоминать вину «блудного сына», следует радоваться, что он всё же одумался и вернулся.
Вот и с Казахстаном после распада СССР вышла примерно та же история. Нет, в отличие от «блудного сына», открытые и освоенные русскими месторождения, целинные пашни и космодром он не промотал, хотя многое уже продано «иностранным инвесторам». Да и на бывших «родственников», в отличие от ряда наших советских «экс-братьев», с ножом не кидался. Но сам факт отречения от нашей общей «семьи», выражающийся в дерусификации всех сторон жизни, этническом подходе к формированию элит, переписывании истории с вычёркиванием из неё всего русского – от названий переименованных русских городов до замены кириллицы на латиницу – всё это и было, и остаётся теперь.
Поэтому помочь Казахстану, конечно, можно бы – чисто по-человечески. Но при этом надо абсолютно точно понимать, что ничего принципиально в отношении его к России и русским эта помощь не изменит. Поэтому лично я выступаю за абсолютно прагматичный подход к «бывшим нашим» (не только к Казахстану) – тем, для которых в данном словосочетании главным является «бывшим», а не «нашим».
Мне возразят: а как же помощь, безвозмездно направленная в Италию?! Но здесь, согласитесь, картина принципиально иная. Мы оказали помощь совершенно чужой и ничем нам не обязанной стране, когда с нею случилась беда. Мы ничего не потребовали взамен, хотя Италия – член откровенно враждебных ныне России ЕЭС и НАТО. И тем самым Россия получила колоссальный репутационный выигрыш, который, вполне возможно, перерастёт со временем в какие-то политические плюсы – на отношении к нашей стране многих рядовых итальянцев это уже сказалось.
В случае же с Казахстаном любая, даже «оторванная от своих» помощь будет воспринята как нечто должное и благодарности не требующее. Так балованный ребёнок, получая от родителей подарки на день рождения, вовсе не испытывает к ним благодарности: они ведь родители, значит обязаны своему чаду подарки делать, а как же иначе?! Вот и наш казахский «блудный сын» вряд ли почувствует к России благодарность, а тем более постыдится своих русофобских проделок.
Поэтому прежде, чем отправлять помощь, следует крепко задуматься – кому и зачем, а главное – не во вред ли себе мы это делаем. Недаром же говорил герой Кавказской войны генерал Евдокимов:
Первая филантропия – своим. Горцам же я считаю вправе предоставить лишь то, что останется на их долю после удовлетворения последнего из русских интересов.
Замените неактуальных сегодня «горцев» на «бывшие республики СССР» – и очень даже правильная цитата получится.