Вы правильно поняли: про культуру поговорим.
Если помните, то с самого начала спецоперации ведущие мировые театры и менеджерские компании приостановили контракты с российскими артистами ПОТОМУ ЧТО. В первых числах марта о прекращении сотрудничества с Анной Нетребко объявила Баварская государственная опера. Выступление певицы отменили и в Метрополитен-опере.
По словам гендиректора Met Питера Гелба, эта самая Нетребко «не выполнила условия руководства театра и не заявила о своём осуждении спецоперации на Украине». Роли Нетребко были переданы украинской певице Людмиле Монастырской (ну а как?!).
Мы тогда всем колхозом возмутились, что-то там заявили про беспредел в отношении наших звёзд галактического масштаба и уровня, а вчера, 30 марта, Анна Юрьевна выдала пост в социальных сетях на заданную тему.
И если наши коллеги зачем-то дают послание в сокращении, вуалируя часть откровений, то мы, следуя законам ремесла, размещаем текст полностью и без купюр:
«Я категорически осуждаю [военную операцию] в Украине и мои мысли с жертвами этой [военной операции] и их семьями. Моя позиция ясна. Я не член какой-либо политической партии и не союзник какого-либо лидера России. Я признаю, что мои прошлые действия или заявления могли быть неверно истолкованы, и сожалею об этом. На самом деле, я встречалась с президентом Владимиром Путиным всего несколько раз за всю жизнь, это было по случаю вручения наград в знак признания моего творчества или на церемонии открытия Олимпиады. Я никогда не получала никакой другой финансовой поддержки от Правительства РФ, я живу в Австрии и являюсь налоговым резидентом этой страны. Я люблю родину Россию и лишь ищу мир и единство через своё искусство. После объявленного перерыва я возобновлю выступления в конце мая, первым делом в Европе«.
Прежде чем я приступлю к препарированию крика души исполнительницы, давайте посмотрим, как отреагировали на её патриотический каминг-аут в США.
«Мы прочли публикацию Анны, но пока не готовы изменить нашу позицию«, — сообщил тот самый директор Метрополитен-оперы Питер Гелб и добавил, сморщив лобик: — Если Анна в долгосрочной перспективе продемонстрирует, что она всерьёз и полностью дистанцировалась от Путина, я буду готов к разговору».
Здесь, почти по Владимиру Высоцкому: «Он над нею издевался. Ну сумасшедший — что возьмёшь!»
А теперь — поехали. Про Анну Нетребко мы знаем всё и чуточку больше. Родом из Краснодара, казачка, солировала в хоре «Кубанская пионерия». Нынче подаётся в «Википедии» как австрийская оперная певица с соответствующим флагом.
Обладательница феноменального голоса. Лауреат всего и везде. Яркая. Активная. Страстная. Героическая.
6 февраля 2012 года официально зарегистрирована как доверенное лицо кандидата в президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.
Исполнила гимн Олимпиады в Сочи на церемонии открытия Игр.
7 декабря 2014 года передала миллион рублей на восстановление пострадавшего в результате боевых действий театра «Донбасс Опера», сфотографировавшись с председателем парламента Новороссии Олегом Царёвым.
26 февраля нынешнего года Нетребко опубликовала в Instagram пост на русском и английском языках, где заявила, что выступает «против этой войны», назвала себя «не политическим человеком», добавив: «Заставлять артистов или любого общественного деятеля публично выражать свои политические взгляды и осуждать свою родину неправильно».
И резюмировала:
«Особенно отвратительно со стороны людей с Запада, удобно устроившихся в своем доме, не опасаясь за свою жизнь, притворяться храбрыми и притворяться, что „борются“… Это просто лицемерие с их стороны. Эти люди, которые думают, что быть на „правильной стороне“ позволяют им все, и оправдывают свое несправедливое поведение просто человеческим дерьмом. Они такие же злые, как слепые агрессоры. Неважно, с какой они стороны».
Через четыре дня она написала тот самый пост. Круг замкнулся.
С одной стороны, товарищи, мне Борщова жаль. Ой, простите, Нетребко. Моталась она по миру, жила в самолётах и гостиницах. Концерты, премьеры, репетиции. Одних либретто сколько нужно запомнить. Народная артистка России, а проживание на два дома в Вене и Нью-Йорке. Везде нужно успеть, исполнить, публику завести, контракт до запятой исполнить.
Короче, словно шахтёр в забое пахала наша Анна. И не забывала на родину заглянуть, лицом «посветить», исполнить что-то исконное и родное до боли. До слезы искренней и волнения сердечного. И ей хорошо и нам приятно было. С такими-то гонорарами и всемирной славой не зазнаётся, да ещё и в общественной жизни страны рождения посильно участвует бескорыстно (по крайней мере, так говорили).
А с другой стороны, по большому счёту, была Анна Юрьевна уже ломтём отрезанным и числилась в россиянках номинально. Как бразильские кудесники мяча в «Зените». По необходимости. Разумеется, приятно было диве светской принимать почести столичные, в салонах московских производить впечатление, в форумах всяческих участвовать, но не более того. Забугорная составляющая перевешивала.
И когда пришло время выбора, госпожа Нетребко, посопротивлявшись «для форсу артистического», его сделала, выступив со вторым и итоговым заявлением. Причём, стоит отметить, в более корректной форме, чем широко известный в узких кругах шахматный умелец Аркадий Дворкович.
Но оный персонаж остался в стране и как бы прощён. А вот с Нетребко всё сложнее. Её сейчас полощут по полной программе. И у нас, и у них, и на Украине. Вряд ли ей удастся быстро вернуться на подмостки ведущих театров мира (хотя АН уже анонсирует майские гастроли в Европе), но зато у неё есть шикарная фотография с Олегом Царёвым на фоне флага Новороссии. По мне, оно того стоило.
А там, глядишь, и приедет австрийская оперная звезда в российский город Донецк, и выступит на сцене замечательного театра (мы же помним про её миллион) с проникновенной песней «Не отрекаются любя».
Но пока по шахтёрской столице бьют из тяжёлой артиллерии и РСЗО те самые «жертвы», чьей судьбой так озаботилась лауреат Государственной премии РФ. Восемь лет, кстати, бьют. Не переставая. Отсюда вывод: фальшиво вышло. К адмиралу Колчаку, конечно, тоже вопросов уйма, но в одном он прав:
«Не трогайте артистов, проституток и кучеров. Они служат любой власти».
Николай Лизунов