Ростовскому театру кукол, существующему с 20-х годов, хана. Здание его в 60-х было построено на фундаменте греческой церкви 1909 года. Так что власти приняли политически и идеологически верное с их точки зрения решение и, несмотря на активные протесты населения, решило претензии РПЦ удовлетворить. В лучшем случае театр снесут после того, как что-нибудь для него построят. В худшем… Ну, культура, наука и образование по нынешним временам с религией тягаться не могут. И с бюрократией не могут. Так что если две эти основные силы современности до чего-то договорились, всем остальным приходится вставать во фрунт. Исключения тут есть, но редки и только подтверждают правило. Однако речь не об этом — это всё была преамбула.
А теперь, как писали Стругацкие, амбула. Отец Дмитрий Смирнов поддержал ростовскую ситуацию со всей силой своего красноречия и твёрдостью характера, сообщив попутно, что в церкви — душа народа. Так что происходящее правильно, справедливо и верно. И тем породил вопросы. Не к себе: отец Дмитрий представляет церковь воинствующую, а вопрос недвижимости по нашим временам есть вопрос о власти — не над умами, так над ресурсами. Имеет право. Но! Есть ли у народа душа, помимо церкви?
Литература, культура, история, язык, на котором этот народ говорит, сказки, которые детям рассказывает и колыбельные, которые младенцам поёт — не душа? Получается, нет. Есть ли душа у народа, пока его не крестили? И если он, народ, неверующий? Или, пусть и не атеист, но агностик? А у народа, верящего не в ту веру в которой пребывает отец Дмитрий, душа есть? Особенно если один из супругов из одного народа, а другой из другого?
Как насчёт влияния церкви на души верующих не в теории, а в реальности? В 2008 году Россия с Грузией вынуждены были воевать. Они на наших миротворцев напали. Мы у них в итоге Южную Осетию отбили. Церковь что тогда смогла сделать? А на Украине, где Порошенко по чисто политическим причинам спровоцировал раскол церкви? Прихожане за её единство выступили как один, или раскололись, никто не помнит? Как и сегодня, в Черногории, церковь которой по тем же политическим причинам начальство решило отделить от той, которая в Сербии. Сто раз в истории было: как кто от кого отделяется, свою церковь заводит. И хоть ты тресни. Душа душой, а власть властью. Так что пока церковь власть поддерживает, она есть. А как перестаёт — как у нас после революции, её нет.
Сразу, как преследовать начнут, или постепенно, вопрос особый. Опять же, защитила царя церковь во время и после Февральской революции? Нет? А почему? Не смогла? Тогда что в ней за душа народа? Она и себя не смогла после Октябрьской. И тут на иноверцев и инородцев списывать бесполезно. Так что есть такие несомненные христианские ценности, как смирение, терпение, бескорыстие, подвижничество и много чего ещё. А есть конкретные решения государственной бюрократии, влиятельной частью которой является церковь, де-факто заменяющая в сфере идеологии КПСС. Или призванная её заменить. Большая разница. И ростовский прецедент авторитет ни церкви, ни власти не укрепляет. Хотя людям, принимающим решения, кажется наоборот. А может, им просто всё равно. Пока они решают, они будут решать, как считают нужным. Было уже. И даже не раз…