Духовное управление мусульман Татарстана учредило новый Хэтер Коне – «день памяти героев татарского народа». Под «героями» понимаются татары, погибшие при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Не удивимся, если подразумеваются все, кто воевал с русскими.
То, почему в России в последнее время усиленно разыгрывают не просто «тюркскую», а конкретно «татарскую» карту, понятно: татары – второй по численности народ России (5,32 млн человек, 3,7% населения), и натравить его на русских хотелось бы очень многим нашим «заклятым друзьям». Понятно и почему упор делается на соответствующую трактовку истории, которую молодёжь не очень знает, а потому «впарить» ей сегодня можно что угодно.
Пишет Владимир Хомяков
Тем хуже для исторических фактов…
С исторических позиций противопоставлять при взятии Казани татар русским – явный нонсенс: чуть ли не половину войска царя составляли служилые татары, а после взятия города наместником стал мурза Шиголей, объединивший вокруг себя промосковскую татарскую знать. Да и само взятие Казани было скорее не войной с соседом, а восстановлением «статус-кво»: Казанское ханство ещё со времён Ивана III признавало свою зависимость от России. И только вмешательство союзного Турции Крымского ханства, периодически сажавшего на казанский престол своих, враждебных России ставленников, делало Казанское ханство враждебным и опасным соседом.
В таком виде Казань была проблемой, которую рано или поздно надо было решать. К решительным действиям подталкивала царя и необходимость ликвидации опасного очага агрессии у границ, и возобновившиеся с приходом «крымской» династии набеги на русские земли, и десятки тысяч рабов, которых надо было освободить (только по условиям мира 1551 года казанцы отпустили 60 тысяч русских рабов!), и стремление беспрепятственно вести торговлю по всему волжскому торговому пути. Были и причины геополитические: как убеждал ещё в 1521 году Василия III Максим Грек:
«Находясь в Казани, мы легко будем бороться с остальными врагами, будучи грозны оттуда». Ну и, разумеется, желание наложить руку на богатства казанские тоже присутствовало – куда ж без этого?!
Да, взятие Казани было кровавым, а сопротивление отчаянным, но в итоге под руку русского царя перешло всё среднее Поволжье – как казанские татары, так и подвластные им прежде башкиры, черемисы, удмурты, марийцы и т. д. Русское государство стало полноценной империей, хотя смирять сторонников прежнего хана на местах пришлось ещё несколько лет. Тем не менее случилось, что случилось, а у истории, как известно, «нет сослагательного наклонения». Однако всегда находятся политические спекулянты, готовые повоевать с прошлым, чтобы изгадить будущее
Разумеется, поднявший голову после 1990 года местечковый татарский национализм не мог обойти вниманием «казанскую» тему. Среди лозунгов сепаратистов то и дело поднималась тема «Холокоста татарского народа 1552 года». Политизированные историки вроде Равиля Шахрутдинова в лучших пропагандистских традициях писали учебники, в которых «мирное Казанское ханство» представлялось невинной жертвой «имперских амбиций Ивана Грозного, что «отличался своей безнравственной жизнью и человеконенавистническими действиями, ав отношении же покорённых им народов он проводил политику истребления».
До кучи запускались и абсолютные мифы. Например, о героической царице Сююмбике, жене последнего казанского хана, якобы самолично возглавившей защиту Казани, а затем, чтобы не попасть в руки внезапно воспылавшего к ней страстью царя, прыгнувшей вниз с высокой башни, которую до сих пор называют «башней Сююмбике». На самом деле всё было, мягко говоря, не совсем так. Никакой обороны царица не возглавляла, ибо к моменту взятия Казани её там уже год не было. И с башни тоже не прыгала, а была вместе с сыном и казанской казной ещё в 1551 году своими же передана царю, с почётом отвезена в Москву и выдана там замуж (это, кстати, было уже третьим её замужеством, что для мусульманской женщины – нонсенс). Да и пресловутую башню, как говорят, построили уже после присоединения Казани сами русские – как наблюдательную вышку за прилегающей местностью. Так было в истории. Но, как говорится, «если исторические факты не соответствуют политическому заказу, тем хуже для фактов».
Нынешняя инициатива татарстанского ДУМ – рецидив известной сепаратистской болезни, в основе которой всё тот же политизированный подход к истории. Тем более что под категорию «героев татарского народа» в дальнейшем можно будет подвести кого угодно. Например, фашистских прихвостней из созданного в 1942 году татарского батальона «Идель-Урал», который ведь тоже против «русской оккупации» сражался…
Сui prodest? (Кому выгодно?)
Надо быть совсем уж наивным человеком, чтобы поверить, будто за всем этим стоят одни только «исторические обиды» татар на русских. У русских, кстати, если начать вспоминать, встречных «исторических обид» гораздо больше будет. Так что во всей этой истории чисто политический (а также – геополитический) интерес совершенно отчётливо просматривается. Если кто забыл, то ещё в начале 90-х Западом были запущены несколько проектов по расчленению, казалось бы, утратившей жизнеспособность ельцинской России. Впрочем, было сие лишь продолжением «Плана Пальмерстона» 19-го века, который должен был быть, но не был реализован по итогам Восточной (Крымской) войны. Вот эти прожекты.
«Большой Кавказ» – отделение Северного Кавказа.
«Казакия» – отделение традиционно «казачьих» земель.
«Сибирия» – отделение Сибири и Дальнего Востока.
«Великая Финно-Угория» – отделение всех земель финно-угорских народов (куратором выступала Эстония).
«Киевская Русь» – отделение и присоединение к Украине западных областей России.
И наконец – проект «Идель-Урал» по отделению от России Поволжья. Нетрудно заметить, что по каждому из перечисленных проектов действовали вполне определённые силы, игравшие на сепаратистских идеях и местечковом национализме.
Тогда – не удалось. Но авторы и, главное, подготовленные исполнители никуда не делись и сегодня периодически вылезают вновь – как застарелые болячки дают о себе знать при любом ослаблении организма.
Есть и ещё один очень крупный «интересант» – турецкий президент Эрдоган с его пантюркистским проектом. Предусматривающим, если кто забыл, «воссоединение» под началом турок всех «тюркоговорящих» народов, в России – в том числе. Ну как тут без татар обойтись?! А мы ещё удивляемся, что то малочисленные, но крикливые организации сибирских татар поднимают истерику вокруг самой идеи присвоения аэропорту Тобольска имени Ермака (ах, он же нас завоёвывал!), то некие татарские «активисты» выступают против памятника в Орле Ивану Грозному (ах, он же нас «покорял»!) А то крымские татары, получившие после воссоединения Крыма с Россией массу преференций, которых при украинской власти и в помине не было, вдруг принимаются творить разнообразные гадости…
Подлинные татарские герои – кто они?
В своё время меня порядком позабавила информация о намерении неких «татарских активистов» добиваться установки памятника… Бату-хану, как «герою татарского народа». А позабавило потому, что истинные предки казанских татар – волжские булгары поселились на Волге и Каме ещё с конца VII века н. э., когда славные Борджигины (род Чингисхана) ещё только в монгольских степях баранов гоняли. Этот тюркский народ, живший веками рядом со славянами, воевал, торговал и смешивался с ними, отчего многие казанские татары имеют вполне «европейскую» внешность. А когда пришли с Чингизидами те, кого в русской историографии и называли «татарами», булгары… воевали с ними практически на одной стороне с русскими.
В частности, после проигранной русскими и половцами битвы на Калке, отходившее домой поредевшее монголо-татарское войско Джебе и Субудая было атаковано при переправе через Волгу именно волжскими булгарами и едва спаслось. Неудивительно, что перед вторжением на Русь войска Бату-хана первым делом захватили и подвергли истреблению цветущий Серебряный Булгар, так что трупы сотнями плыли до самых низовий Волги. Хорош «татарский герой», нечего сказать!
А вот в историю Руси-России вписано немало славных татарских имён. Начать с того, что десятки татарских служилых родов составляют общеимперскую элиту России ещё со времён массового бегства в Московское княжество несогласных с принудительным введением ханом Узбеком в Орде ислама. Знаменитая лёгкая дворянская конница Царства Московского – их рук дело.
Татарскому царевичу Касиму, чьи потомки поколениями служили России, был подарен целый уезд с городом Касимовым. Более того, одному из его потомков запрещено было даже переходить в Православие, ибо у татар на Руси должен иметься свой мусульманский лидер – ибо полиэтничность и полирелигиозность формирующейся империи были нормой уже тогда.
Мало кто помнит, что «стояние на Угре» закончилось благополучно не в последнюю очередь потому, что русский отряд, в состав которого входили татары с царевичем Нур-Давлетом, совершил блестящий рейд на Новый Сарай – столицу Орды, вынудив стоявшие против русских войска вернуться домой для защиты родных кочевий. Что казанский царевич чингизид Худай-Кул, ставший в Москве Петром Ибрагимовичем, не просто прославился как выдающийся полководец, но даже женился на сестре Василия III Евдокии. Что татарский мурза Баюш Разгильдеев в 1612 году организовал в подвергшемся ногайскому набегу Алатырском уезде ополчение и наголову разбил ногайцев, за что правительство князя Пожарского пожаловало его княжеским титулом.
Кстати, татарские отряды участвовали в ополчении Минина и Пожарского, и было это всего через 60 лет после взятия Казани, в момент, когда, казалось бы, для отделения от России был самый подходящий момент… Нет, разумеется, во все времена встречались среди татар (как и любого другого народа) подлецы и предатели. Мне не забыть рассказов покойной бабушки, эвакуированной во время войны под Казань с тремя малолетними дочками, как барак, в котором ютились семьи комсостава, дважды поджигали, подперев дверь, а председатель колхоза честно предупреждал, что «если немец возьмёт Москву, нам придётся вас зарезать».
Но не забыть и того, что Татарская ССР в период Великой Отечественной войны дала фронту 700 тысяч бойцов, и 161 из них стали Героями Советского Союза. Не забыть, как ещё в советское время дружил, учился и служил в армии вместе с хорошими ребятами – татарами, о которых не могу сказать ни одного худого слова.
Поэтому никогда и ни при каких обстоятельствах не стану я отождествлять татарский народ с лишёнными исторической памяти мерзавцами, которые, паразитируя на национальных чувствах малограмотных людей, пытаются заработать политический гешефт, стравливая татар с русскими и играя тем самым на руку врагам и тех и других.
Особенно неприглядно это выглядит в исполнении лиц духовного звания из ДУМ Татарстана. Остановите их, люди, пока не поздно! «Не облекайте истину в ложь, и не скрывайте истину, тогда как вы знаете её» – если не ошибаюсь, так у вас в Коране (2:42) написано?