Латвийский блогер Денис Бартецкий решил проверить, обслужат ли его в скандально известном ресторане Kūriņš, если он заранее сделает заказ на приличную сумму, а в день посещения наденет георгиевскую ленточку. Напомним, ранее этот ресторан в Юрмале «прославился» тем, что из него выдворили людей с георгиевскими лентами — в связи с чем они подали в суд на владельца. Однако, как выяснилось, националистические принципы владельца кафе работают не каждый день, пишет «Sputnik Латвия».
Сам Денис Бартецкий отмечает, что примерно три года назад аналогичным образом он проверял принципы тогдашнего депутата Сейма от праворадикального Нацблока Иманта Парадниекса. «Тогда националисты предложили поправки к закону о труде, согласно которым работник при выполнении обязанностей имеет право общаться с жителями Латвии только на государственном языке. Не секрет, что Парадниекс тесно связан с салоном каминов AGNI (по документам владельцем салона является его сын).
Пришли в магазин под видом людей, которые очень хотят купить дорогущий камин. Начали разговор с консультантом — по-русски, разумеется. Но отвечали нам исключительно на латышском. Однако все принципы улетучились в один миг — как только мы обозначили сумму, которую предполагаем потратить, консультант перешел на добротную русскую речь», — вспоминает Бартецкий.
В случае с рестораном Kūriņš все началось с его комментария в Facebook-сообществе Kur paēst?/Где поесть? к посту про отказ владельца заведения обслуживать в День Победы людей с георгиевскими ленточками. «Я написал, что неплохо бы проверить принципы Абелитиса. Заказать заранее столик и явиться туда с георгиевской ленточкой на груди. В итоге участники сообщества пожелали профинансировать эксперимент. По пути, на ходу я крепко пришиваю георгиевскую ленточку к футболке. Не снимая, прямо на себе пришиваю. Захочешь — не сорвешь, не сорвут. Едем в Юрмалу, в скандально известный ресторан Kūriņš.
Тот самый, где 9 мая фактический хозяин заведения — Арнис Абелитис — отказался обслуживать русских посетителей с георгиевскими ленточками. Из политических соображений, как он сам признал. Больше всего в этой истории меня задевает, что человек, считающий себя хозяином заведения, может публично унизить людей, своих гостей. Унизить, пользуясь своей безнаказанностью, родными стенами. Да, я считаю, что отказ в обслуживании и просьба покинуть ресторан — это унижение. Строить из себя короля-распорядителя в заведомо выигрышной ситуации — это мелко. Мелко, Хоботов. Хоботовс. Абелитис», — отмечает блогер.
«Заранее позвонили в Kūriņš, за несколько дней до. Заказали столик. На воскресенье, полдень. Определились с меню: пару салатов, свиная рулька, две чашки черного кофе. Нам пояснили, что в связи с чрезвычайной ситуацией меню сейчас в урезанном варианте — рульки нет. Но для нас они ее специально приготовят. Вообще Kūriņš — это никакой не ресторан, конечно. Kūriņš — это кабак, krogs по-латышски. Просто сейчас все привыкли любой общепит называть рестораном. К двенадцати мы уже были на месте. Ничем не приметный перекресток неасфальтированных дорог. Ставим машину, а вот и вход в заведение. Встречают.
Георгиевская ленточка чуть колышется у меня на груди. Поясняем, что заказывали столик. Присаживаемся. У нас любезно уточняют меню, приносят кофе. Затем, спустя пару минут, салаты. С языком и с лососем. Пробуем. Это не самая вкусная еда. Нечто среднее. Ехать ради гастрономических удовольствий точно не стоит. Обычно такую еду почему-то называют „домашняя“. Порции очень большие. Одним блюдом, например, тем же салатом может наесться взрослый мужчина. Никто не обращает внимания на георгиевскую ленточку. Нет даже никакой напряженности. Персонал вежлив и корректен», — рассказывает Денис Бартецкий.
«Приносят специально для нас приготовленную свиную рульку. Громадное блюдо. Даже для двоих много. Две рульки, вареный картофель, тушеная кислая капуста, свежие овощи, соленья, соус. По вкусу тоже средне. Как и салаты. Ни плохо, ни хорошо. После такой еды не чувствуешь особого удовлетворения, но и обманутым себя не чувствуешь, она стоит тех денег, что за нее просят. За рульку — семнадцать евро. Салаты — пять пятьдесят и семь пятьдесят. Кофе по евро восемьдесят за чашку.
Большую часть из заказанного мы просто не осилили, оставили. Просим счет. „Карточкой? Не могли бы подойти тогда к стойке?“ — говорит мне работница ресторана. Общение со стороны персонала происходит на латышском. С нашей — на двух языках. Подхожу. Расплачиваюсь. Георгиевская ленточка прямо перед глазами у персонала. Его, кстати, довольно много для такого небольшого заведения — человек пять точно. Ноль эмоций. Даже косых взглядов не наблюдается. В ресторане аншлаг. Несмотря на пасмурную погоду и периодический дождь. Мы выходим из Kūriņš спустя час, смотрим на море — из ресторана есть выход прямиком на пляж. Снова начинает накрапывать дождь, мы прыгаем в машину и уезжаем. Все», — пишет автор эксперимента.
Он призывает не расценивать это свое посещение заведения Kūriņš как троллинг и провокацию. «Моя цель — попытаться поставить точку в этом вопросе, в споре правомерностей, в споре — чье частное право главнее, важнее. Если бы меня отказались обслуживать, я бы отправился прямиком в суд. И либо суд признает это дискриминацией по политическому признаку, либо обязует предпринимателя вешать табличку о запрете посещения заведения людям с георгиевской ленточкой. Меня бы устроил любой из вариантов. Просто хочу, чтобы посетителям были понятны правила игры еще до того, как они зашли в заведение. Я вообще не особый сторонник лент. Что георгиевских, что стилизованных под латвийский флаг. Для меня это все цветовая дифференциация штанов, Данелия отдыхает. Но и никакой крамолы в ленточках не вижу.
Тем более — все, что не запрещено, то разрешено. Поясняя мотивы отказа обслуживать гостей с георгиевскими ленточками, фактический владелец заведения Артис Абелитис указал, что ассоциирует данную символику с „милитаристами, которые оккупировали Крым и начали войну в Донбассе“, ассоциирует с „агрессорами, сепаратистами и террористами“. Не буду сейчас акцентировать внимание на том, что слишком часто латышские патриоты переживают за другие страны, но почему-то не за свою. Просто скажу, что у разных людей — разные ассоциации. Убежден, у гостей, которые пришли в ресторан в День Победы они совершенно иные. Почему ассоциации Абелитиса должны считаться более правильными, нежели ассоциации других, непонятно», — отмечает Бартецкий.
Блогер напоминает, что один из депутатов правящей коалиции Райвис Дзинтарс поставил в пример поступок Абелитиса, то есть призвал и других предпринимателей дискриминировать клиентов по политическому признаку. «На этот раз георгиевская лента не помешала персоналу Kūriņš обслужить нас по высшему разряду. Возможно, это произошло из-за того, что люди, которых отказались обслужить 9 мая, подали заявление в полицию, прокуратуру, написали омбудсмену. Возможно, что всплыли, как пишут СМИ, манипуляции владельца кафе с финансовой отчетностью и, образно говоря, финансированием заведения прямо из „касс Кремля“.
А может, банально из-за того, что заведение не хотело терять деньги — блюда для нас были приготовлены заранее, под конкретное время. Много этих „возможно“. Был ли поступок Абелитиса намеренным плевком в людей, которые считают День Победы своим праздником? А может, у Абелитиса был до этого некий личный конфликт с этими людьми, а ленточка — это всего лишь удобный повод? И опять возникает это „возможно“. Хотя я склоняюсь к совершенно иной версии. Уважаемые латышские патриоты, вас просто развели. Развели на ваши же чувства. Вы думали, что это патриотизм, а это всего лишь маркетинг. Это всего лишь прикрытие личных интересов. Как по этому поводу сказал бы доктор Самуэль Джонсон: „Патриотизм — последнее прибежище негодяя“», — иронизирует Бартецкий.
«Возвращаясь домой, мну в руках чек из ресторана. Двадцать четыре евро, шестьдесят центов. Двадцать четыре… Не может быть такого. Не может. Смотрю в прейскурант меню на сайте заведения, щелкаю калькулятором на телефоне, подсчитываю. Точно, пробили на девять евро меньше. Забавно. Пришел в Kūriņš с георгиевской ленточкой — получил скидку почти 30%», — заключает блогер.
Публикация его рассказа вызвала у националистов припадок ярости. «Докторант политических наук и магистр философии, журналист Кристапс Андрейсонс публично призвал убивать таких кретинов, как я. Вот такие итоги публикации о посещении заведения Kūriņš. А сейчас рассказываю.
В комментариях сообщества Kur paēst?/Где поесть? Андрейсонс призвал убивать, таких кретинов, как я. Специально повторяю, мне это очень нравится. То бишь его комментарий — это угроза убийством, а также подстрекательство других к убийству. Это статья уголовная. До кучи плюсуем публичное оскорбление — „оккупантская свинья“. Туда же плюсуем и разжигание межнациональной розни. На выходе получается неплохой бонус. Вообще с сарказмом отношусь к таким вещам. Что видно из нашего с ним диалога. Но идиотов, особенно учёных надо учить. Вот такая философия с политическими науками. Самое забавное в этой истории, что Андрейсонс проработал несколько лет журналистом в издании Ludzas Zeme („Земля Лудзы“. — EADaily). То бишь в газете, которая выходит в моём родном городе. Но об этом, полагаю, он ещё не знает», — пишет Денис Бартецкий в сети Facebook.